9 марта – ИА SM.News. Приход весны и день 8 марта в женской исправительной колонии № 10 ГУФСИН России по Приморскому краю отмечают конкурсом красоты. Отмечают его уже больше 20 лет. Название у конкурса без премудростей – «Мисс Весна». Но вот только каждый раз конкурс выглядит по-новому, потому что правила театрализованного действа диктует тема. В прошлые годы участницы мероприятия развивали тему путешествий, воплощали на сцене образы известных женщин, представляли полотна мировой живописи и т.д.
Нынешний, 25-й конкурс, был посвящен художнику-мультипликатору, сценаристу и продюсеру, прародителю мультимедийной империи «The Walt Disney Company» Уолту Диснею, родившемуся 120 лет тому назад. Еще в апреле прошлого года была предложена эта тема. Методом лотереи каждый отряд вытянул листочек с указанием героини: девять отрядов и девять принцесс. А дальше началась подготовка. Каждый отряд трудился не покладая рук — продумывали интерьер сцены, готовили декорации, ставили номера, учили тексты, отшивали костюмы и т.д. Готовились к мероприятию и сотрудники колонии — контроль, помощь, организационные моменты.
Два образа – девушка-принцесса и женщина, отбывающая срок… Колония хоть и не институт благородных девиц, но осужденные – женщины, и несмотря на свое прошлое, всем хочется быть красивыми и любимыми, и все мечтают хоть на какое-то время стать принцессой.
На сцене были представлены образы диснеевских принцесс Жасмин, Муллан, Ариэль, Белоснежки, Белль, Авроры, Покахонтас, Тианы, Рапунцель. По условиям конкурса два задания соединили в один номер – визитную карточку и театральное представление. Надо было рассказать о своей героине и за несколько минут показать на сцене сюжет истории.
Каждый отряд был задействован максимально. Кто-то выступал на сцене вместе с «принцессой», кто-то рисовал декорации и мастерил реквизит, кто-то отвечал за подготовку костюмов, в чьи-то обязанности входила «литературная» часть. Большинство принцесс рассказывали о себе в стихах. И хотя это не та поэзия, к которой привыкло большинство из нас, а звучащие со сцены строки больше походили на «я поэт, зовусь Незнайка», но они были бесхитростны, произносились искренне и от души. Главное, что сами участницы верили в эти слова.
«Режиссерские находки» заслуживали уважения. Ариэль появлялась на сцене из огромной раковины, у Чудища, танцевавшего с Белль, был шикарный грим, все мачехи и колдуньи выглядели злыми и страшными, а декорации позволяли воспроизвести обстановку дворца, леса, хижины гномов, китайского дома, дна морского и т.д. И у каждой принцессы было несколько смен декораций и нарядов… Бурю аплодисментов сорвали «актеры» второстепенных ролей, то, как пес принца, влюбившегося в Ариэль, ковер-самолет и джин, поддерживающие Алладина, мудрая сова, дающая советы принцу Филиппу в поисках Авроры. Женскими силами справились и с мужскими ролями, смокинги и фраки на женских фигурах сидели очень даже стильно. ….
Вели мероприятие Алиса и Шляпник из известной сказки в оригинальных костюмах, а их помощниками стали Микки и Минни Маусы, которые задорно и активно помогали участницам мероприятия. Стоит отдать должное мастерам кройки и шитья, которые занимались костюмами – это высший пилотаж… Такое не стыдно и на большой сцене показать. Более того, Шляпник и по гриму оказался похож (похожа) на своего героя из мультфильма, найти отличия было практически невозможно. Завершился конкурс исполнением вальса…
Членами жюри конкурса стали представители руководства главного регионального Управления ФСИН, общественного совета при ГУФСИН и ОНК, благотворительного фонда «Калина Красная», Михайловского муниципалитета, а так же журналисты федеральных и краевых СМИ, которые по уже сложившейся традиции выбрали «Мисс Прессу». Из участниц конкурса никто обижен не был. Каждая победила в одной из девяти номинаций – мисс «Улыбка», мисс «Грация», мисс «Обаяние», мисс «Оригинальность», мисс «Артистичность», первая и вторая вице-мисс и, непосредственно, мисс «Весна». Всем девушкам вручили цветы и полезные подарки от общественных организаций (сладости, чай, кофе, торты, пироги).
Элла Пономарева, исполнявшая роль Покахонтас, и получившая звание мисс «Пресса», отметила, что у нее есть много общего со свей героиней – упорство, смелость, целеустремленность, уверенность в себе, и все это от отца. А то, что в жизни появилась такая страница, как пребывание в колонии, то этому, наверное, суждено было случиться, считает собеседница. Те качества характера, о которых она говорила, были направлены в иное русло, которое и привело сюда. Но почти 4 года пребывания в колонии заставили пересмотреть жизненные ценности. Через полгода эта диснеевская принцесса освобождается, в ее планах уехать с дочерью в северную столицу и реализовать там себя в рекламе и пиаре, имеющийся ранее опыт работы и креативность позволяют реализовать эти планы. А пока она общается с родителями и дочерью по видеосвязи, реальных встреч из-за вируса нет.
Стоит отметить, что в прошлые годы были мощнее группы поддержки в зале – там были и кричалки, и плакаты… Нынче поддержать своих подруг и «коллег» разрешили около 60 осужденным. Раньше в зале были священнослужители, ветераны и пенсионеры учреждения, родственники участниц. В этом году мероприятия проходили с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки.
Заместитель председателя Общественного Совета при ГУФСИН, член ОНК, президент благотворительного фонда «Калина Красная» Элеонора Трубникова пожелала всем участницам белой полосы в жизни, а так же сохранить свой творческий потенциал и научиться дарить радость людям.
Член президиума Приморского регионального отделения «Офицеров России» Валерий Колесник добавил, что с такими творческими задатками у девушек – подход к сценической речи, пластика, движение на сцене — может быть большое будущее. В ближайших планах показать отснятое видео экспертам в сфере искусства, чтобы компетентные специалисты могли дать профессиональную оценку.
«Любая из девочек всегда мечтать стать принцессой. И даже в таких условиях, где женщины отбывают наказание, они по-прежнему верят в чудо и хотят оставаться женщинами – с красивым макияжем, ухоженными, в нарядах. И они тоже заслуживают поздравления с праздником», — отметила начальник женской исправительной колонии № 10, полковник внутренней службы Оксана Грицкова.
Но праздники быстро заканчиваются и начинаются будни. И это уже другая жизнь по ту сторону рампы.
Сегодня срок в колонии отбывают 747 осужденных. Здесь «сидит» весь Дальний Восток. Просто в ДФО две женских колонии – в Приморье и Хабаровском крае. В ИК-10 большинство отбывающих наказание женщин осуждены за тяжкие и особо тяжкие преступления – убийства, наркотики, мошенничества. За преступления небольшой и средней степени тяжести здесь всего пятеро, т.е. от общего числа это 0,66%. Но это у всех первая «ходка». Рецидивистки, т.е. те, кто общается с уголовным законодательством на постоянной основе, находятся в Хабаровске.
Судьбу осужденных можно разложить по «папкам». Быстро подсели на наркотики, хотелось драйва, экстрима, новизны ощущений, и это при том, что у кого-то из них к этому времени были семьи. А далее нужны были новые дозы, деньги на эти дозы… И колесо закрутилось. Кстати, есть случаи, когда на наркотики своих вторых половинок подсаживали мужчины – одним докажи чувства, другие просили помочь в «бизнесе». И теперь такие пары отбывают наказание параллельно – каждый в своей колонии. Во вторую «папку» можно поместить убийства. Тут целый коктейль – любовь, ненависть, ревность, обида и часто все сдобрено алкоголем. Соперницы не поделили мужчину – одной теперь нет в живых, вторая «мотает срок», а мужчина нашел очередную пассию. Или кто-то избавился от маленького ребенка, потому что тот все время плакал и просил есть, не давая нерадивой мамаше устроить личную жизнь. А кто-то избавился от взрослого ребенка, который пил, угрожал матери, издевался над нею с помощью кулака и палки, выносил все из дома, и материнская пенсия не задерживалась. Есть в ИК-10 такая осужденная, ей за 70. Трудно понять ее чувства… Родители не должны переживать своих детей, но и терпеть все побои, унижения, угрозы уже просто не было сил… Говорят, что состояние аффекта….
В колонии женщин пенсионного возраста, кому уже за 55, сегодня 87 человек. Молодых, кому еще нет 30 лет – 423… И это почти 56%. Вместо того, чтобы быть принцессами в жизни, становятся принцессами на час в колонии. В разговоре с журналистами все говорят, что дурочками были, что зря не слушали наставления близких, что ошибочно воспринимали заботу и переживание домашних за назойливость… Говорят многое, но стоит ли верить каждой? Время покажет… А показывает оно малоприятные цифры. Из общего числа отбывающих наказание треть возвращается в социум. Здесь очень важны поддержка родных и близких. Треть с увеличенным за счет нового преступления уголовным багажом перебирается в Хабаровскую колонию. Треть просто уходит из жизни, не в силах отказаться от алкоголя и наркотиков. А оставшиеся 10% — это своеобразная миграция, то пытаются подработать, то тратятся на кутежи…
У каждой из здешних дамочек судьба не легкая. В принципе, они сами кузнецы своего счастья. Но чтобы мысли не витали в облаках, чтобы не было времени на раздумья, женщин занимают делом по полной программе. Работа сотрудников ИК-10 – направить женщин на правильный путь, помочь решить вопросы с документами, отобранным жильем, восстановить связи с родственниками, и т.д. Кстати, средняя статистика показывает, что почти 40% таких мамочек лишены родительских прав. Но кто-то здесь и замуж выходит. До срока жизнь была в свободном режиме, все больше гражданские мужья… А посещения разрешены только родственникам. Вот и обмениваются кольцами. В 2019 году было заключено 4 брака, в прошлом – один. Но, возможно, вирус помешал. Зато посылки из дома приходят регулярно. Дважды в неделю колония получает 200 – 300 посылок. В каждом отряде установлено 2 – 3 телефонных аппарата, т.е. можно звонить домашним, разговоры безлимитные. Главное, чтобы на карточке были деньги. В неделю в ИК-10 осужденными совершается около 30 тысяч звонков. Есть еще и возможность видеозвонка, правда, эта коммерческая услуга стоит подороже – 7 рублей за минуту, но зато есть возможность не только поговорить, но и увидеть.
Вообще, женская колония – это не то, что мужики на зоне. Женщины в силу своей эмоциональности готовы отношения выяснять здесь и сейчас – у кого-то лак красивее, у кого-то юбка модерновая… Бывают и скандалы. Вспыхивают и тут же гаснут… Если есть деньги на счету женщины, то она может и маникюр сделать, и прическу. Косметику женщины получают на свиданиях, привозят родственники. Получаемые продукты хранятся в пищевом блоке с холодильником, чайником, микроволновкой – такие есть в каждом отряде. Но хрумкать втихаря от остальных, не поделившись, — здесь это последнее дело. Сами осужденные откровенно признаются, что главное в колонии – соблюдать режим, не допускать нарушений, тогда и жить можно… Можно и на перекур под весеннее или летнее солнце пойти. А когда снег, то и снеговиков здесь слепят… По словам многих женщин, колония — последнее место, где можно осмыслить свои поступки и вправить мозги.
В рамках российского законодательства каждая из находящихся за колючей проволокой имеет право обращаться с ходатайствами, предложениями и жалобами. Что и делают. Правда, бывают жалобы и замечания обоснованные. А бывают и другие: то каша на завтраке показалась недосахарнной, то туалетная бумага не такая мягкая, то просто утром вставать не хочется… Подъем для всех в 6 утра, завтрак, обед и ужин по расписанию, а кому-то захотелось «покапризничать» — есть такие кверулянтки и в ИК-10… Главное для них – соблюсти «принцип» киногероини: «так и тянет устроить скандал» … Результат такого «революционного недовольства» – в отряд строгих условий отбывания наказания. И находиться они там могут до полугода. Попадают туда за систематические нарушения режима. А одно из самых неприятных последствий нарушения режима — лишение надежды на УДО. Жизнь за колючей проволокой имеет массу ограничений, а здесь их поболее — беспрепятственно перемещаться по территории колонии они не могут, барак запирается, на прогулки отводится часа два в сутки, урезается число посылок и свиданий. В штрафном изоляторе запрещено буквально все. Из всех удобств – только нары и санузел. Постель дают только на ночь, курить нельзя (а уши-то пухнут), чай в любой момент не попить, на свежем воздухе вдоволь не посидеть…. Иногда во время визитов в колонию вместе с общественными наблюдателями приходилось сталкиваться с тем, что общественники ратуют за более комфортные условия пребывания наказанных, дескать, туалетною бумагу надо, воду бутилированную, интернет и ноутбуки… Но колония – не курорт, и у государства есть другие заботы, более значимые… Кстати, большинство женщин, отбывающих наказание, стараются держаться подальше от такого «театра», дабы даже случайно не оказаться втянутым «в разбор полетов», иначе потом все заработанные на УДО бонусы могут пойти прахом… А на свободу, к родителям, детям, хотят почти все. Кстати, в каких-то случаях дети знают абсолютную правду, в каких-то мама «уехала надолго в командировку», в каких-то знают, что мама провинилась и несет наказание, но конкретно не знают, за какие грехи.
А еще участие в жизни отряда, колонии, различных общественных мероприятиях и пр. – все это приближает дату освобождения, в частности условно-досрочного. За последние два года по УДО было освобождено 156 человек. В колонии работают 45 кружков (вокальный, театральный, декор-студия, хореографический, видеостудия, йога, изостудия, шахматный, литературный, исторический, игра на гитаре, китайский язык и другие) – скучать просто некогда. Есть профессиональное обучение по специальностям швея, повар, пекарь. Здешний труд – принудительный и добровольный. Обязательность труда для осужденных никто не отменял. Но что делать, когда работать хотят, но то заказов нет, то мест рабочих не хватает? В ИК-10 свободных вакансий нет. Работают все, кто может, т.е. женщины трудоспособного возраста (не инвалиды, не пенсионеры). Бывает, что швейные цеха с учетом законодательства работают и в две смены – шьют форму, постельное бель, выполнения госзаказа и т.д. Запущено сувенирное производство. В учреждении реализован президентский грант «Сладкое завтра» по получению востребованной профессии «кондитер» — кондитерские изделия пользуются популярностью у осужденных и их родственников, приезжающих на свидания.
Подобные мероприятия направлены на морально-нравственное воспитание осужденных женщин, развитие их творческих способностей, что способствует их более успешной ресоциализации после освобождения.