21 апреля – ИА SM.News. Сегодня в ходе заседания ЗСПК бизнес-омбудсмен Приморского края Марина Шемилина представила полную картину 2020 кризисного года депутатам в сфере малого и среднего бизнеса. Никто и предположить не мог, чем обернется для малого и среднего предпринимательства минувший год.

Проблемы начались сразу, как только были введены ограничения из-за распространения COVID-19, в частности приостановка деятельности. Как оказалось, почти половина предприятий МСБ были вынуждены притормозить свою коммерческую деятельность.

В итоге число субъектов МСБ по итогам 2020 года сократилось на 4%, т.е. 3,6 тысяч таких компаний полностью свернули свою деятельность.

В адрес уполномоченного в течение года поступило около 970 жалоб от 1441 предпринимателя, и это почти в 2,5 раза больше, чем в обычный спокойный не кризисный год. Около 42% заявлений поступило от представителей торговой сферы, хотя обычно такие жалобы в общем объеме составляют лишь четверть. Эти цифры подтверждают, что торговля оказалась среди наиболее пострадавших отраслей. На долю работающих в сфере услуг пришлось 26% жалоб, общепит и образование подали 12% и 6% жалоб соответственно, и по 2% жалоб поступило от компаний, работающих в области транспорта, медицины, консалтинга, рекламы. В пользу заявителей удалось решить более 87% рассмотренных по существу обращений.

На что жаловался МСБ? Большинство (55%) были не согласны с ограничительными мерами, кого-то (11%) не устраивала озвученная поддержка бизнесу.

Если сравнить ситуацию с субъектами предпринимательства в Приморье и в других регионах Дальнего Востока, то Приморскому краю пришлось тяжелее – период ограничений здесь был одним из самых длительных.

И когда в качестве мер поддержки озвучивались различные преференции, налоговые понижения на квартал или полгода, бизнес считал это недостаточным. Кредит платить с оборота, а деятельность еще не восстановилась. Кто-то из владельцев недвижимости не готов был снижать арендную плату, т.к. не хотел терять свою прибыль. Кризис растянулся на год. Какие-то компании еще продолжают ощущать на себе прошлогоднее влияние COVID: просели турпотоки, поднялись цены, снизились объемы пассажирских и грузовых перевозок, уменьшился объем ВЭД и пр. В общем, бизнес оказался прав.

Т.е. даже господдержка и то породила проблемы. Российское правительство на основе кодов ОКВЭД сформировало перечень отраслей экономики, пострадавших в наибольшей степени в период пандемии. Но для большинства МСБ это оказалось не основной областью предпринимательства, а дополнительной. И хотя законом это не запрещено, но поддержку получить не удалось. Не устроил бизнес и обещанный 2-процентный кредит на реанимацию деятельности. Его можно было получить только при условии сохранения численности предприятия. Но из-за неоднозначно трактуемых правительственных распоряжений, разница во времени при передаче сведений на информационный сервис Федеральной налоговой службы привели к нелицеприятной ситуации. Банки разослали уведомления о погашении кредита по 15-процентной коммерческой ставке с 1 декабря 2020 года. Несмотря на повеление новых нормативных актов, проблему до конца так и не удалось разрешить – у банков своя стратегия и трактовка.

Всего на начало 2021 года в едином реестре МСП зарегистрировано более 84,8 тысячи субъектов, из них 38,7 тысячи — юридические лица, 46 тысяч — индивидуальные предприниматели.

«В этом году бизнес ожидает от государства поддержки для восстановления деятельности своих предприятий до докризисного уровня: снижения налоговой нагрузки, моратория на введение новых требований и платежей, стимулирования спроса на товары и услуги», — подчеркнула в своем выступлении Марина Шемилина.