Немного истории

Появление дипломатического учреждения США во Владивостоке тесно переплелось с историей города на берегах Золотого Рога. Самый первый американский консул, а это был Уильям Мортон, получил назначение во Владивосток в далеком 1875 году. И это был не просто консул США, а первый иностранный консул во Владивостоке. Работало дипучреждение до 1923 года. Потом страна Советов шла к светлому будущему, особо в диалоге с капиталистами заинтересована не была. Второй раз консульство США заработало в 1941 году. Тогда дипломаты курировали программу ленд-лиза, по которой через Владивосток и другие точки Дальнего Востока поставлялась военная помощь, направлявшаяся на линию фронта, где советские войска сражались с нацистской Германией. В очередной раз консульство было закрыто в 1948 году, на пике ухудшения отношений между США и СССР. Новая эпоха в работе американской дипмиссии началась в 1992 году. Владивосток перестал быть закрытым портом.

А США всегда интересовались данным регионом. Возможность установления здесь всесторонних контактов привлекала их внимание. И все это время консульство выступало неким связующим звеном в движении стран навстречу друг другу. Что в «биографии» отношений? Участие в международных форумах и выставках, встречи бизнеса, организация выставок, творческих встреч с писателями, музыкантами, спортсменами, развитие народной дипломатии, возможность учебы молодых дальневосточников в университете Аляски с большими сидками и т.д.

Как обухом по голове

В конце декабря 2020 года, как снег на голову, известие о возможном закрытии генконсульства во Владивостоке. Т.е. все наработки и достижения оказались ничтожными по сравнению с решением, принятым администрацией Трампа.

«Меня это действительно печалит. У нас были такие замечательные программы на Дальнем Востоке, и мне понравилось проводить время с вами. Я считаю вас своими друзьями, и вы стали семьей для нас. Мы по вам очень скучаем! Я надеюсь посетить Владивосток когда-нибудь после пандемии», — писал на своей странице в ФБ консул Дэррен Тисс. За время работы Дэррена во Владивостоке город «накрыла» культурная волна – гастроли джазовых коллективов, именитых литераторов, фотографов, актеров. Сотрудники консульства активно участвовали во всех мероприятиях, которые проходили в регионе, вплоть до того, что окунались в прорубь на Крещение и пекли блины на Масленицу. Т.е. старались понять страну через ее историю, традиции, культуру.

Как пояснил руководитель представительства МИД во Владивостоке Андрей Броварец, решение Госдепа США о прекращении деятельности генерального консульства во Владивостоке было односторонним, и если соблюсти все формальности, то оно может быть реализовано уже к середине весны 2021 года.

Бизнес «бьет челом»

Отношения между США и Россией пережили немало взлетов и падений, в каких-то вопросах достигался консенсус, в каких-то наблюдалось категоричное противостояние. Но при этом даже в самые тяжёлые времена страны продолжали искать точки соприкосновения. И даже принятые США санкции хоть и стали тормозом, но перекрыть «кислород» отношениям людей не смогли.

«Я был на церемонии открытия консульства во Владивостоке и видел важную роль, которую играло консульство в течение этих 30 лет в развитии культурных, деловых отношений между нашими странами. Консульство представляло нас и штат Аляски на PITE, оно выдавало визы туристам, семьям, морякам, летным экипажам, студентам. Теперь, в период довольно тяжелых отношений оно более необходимо. Нужно больше каналов связи, более активный диалог, чтобы ликвидировать разногласия. Жаль, если консульство будет закрыто. Но это решение было принято администрацией Трампа после того, как он проиграл на выборах. Но я уверен, что Байден пересмотрит это решение», — поделился с корр. SM-News своим мнением региональный директор InterPacific Aviation and Marketing Марк Дадли.

Темы сотрудничества в самых разных областях экономики – освоение Арктики, экология, туризм, наука, энергетика, торговля, народная дипломатия и пр. – постоянно поднимались на заседаниях Российско-Американского Тихоокеанского партнерства (РАТОП). Для улучшения отношений между нашими странами привлекались регионы, бизнес и простые граждане.

«Совет по отношениям «США-Россия» категорически против предложения навсегда закрыть консульство во Владивостоке, так как это противоречит интересам Соединенных Штатов и американских предприятий и граждан», – отметил Дерек Норберг, президент и основатель Совета американо-российских отношений, а также исполнительный директор РАТОП.

В общем, бизнес не остался в стороне. В адрес администрации Байдена-Харриса отправлено письмо, в котором более чем 125 подписантов, в т.ч. и шесть бывших послов США, работавших в разные годы в России. Представители бизнес-структур выражают надежду, что власти страны отнесутся к письму внимательно и с пониманием.

«Дальний Восток России делит Тихоокеанский регион со штатами Западного побережья США и Аляски. Стороны на протяжении почти 30 лет поддерживают широкие отношения в области охраны окружающей среды, торговли, туризма, образования. Мы подчеркиваем важность этих взаимовыгодных отношений. Роль Генерального консульства США во Владивостоке жизненно важна для сохранения и поддержки этих отношений», — отмечают в своем письме подписанты.

Закрытие консульства и сведение отношений с Россией в разных сферах к минимуму со стороны США пока напоминает какое-то сиюминутное желание политиков или сведение счетов. И если этот шаг все-таки будет сделан, то отношения между Россией и США откатятся далеко назад.

Все, чего удалось достичь за эти годы в разных областях, будет пущено на самотек. Исчезнет смысл поступательного движения вперед. Речь идет о сезонном авиасообщении, которое поддерживает туризм, торговлю, научные и культурные обмены между Аляской и Дальним Востоком России с 2009 года, отношениях с несколькими городами-побратимами (прим: у Владивостока побратимские отношения с Джуно, Такомой, Сан-Диего), о «Программе общего наследия Берингии» Службы национальных парков.

Не стоит забывать, что на Дальнем Востоке России присутствуют американские компании, включая Exxon Neftegas Limited («дочка» ExxonMobil и крупнейший инвестор США в России). Вряд ли бизнесу понравится, что вложенные деньги не смогут окупиться.

Кроме того, не стоит забывать, что Приморский край – это более 50% участников ВЭД, зарегистрированных в ДФО. Владивосток – место проведения крупнейших региональных и федеральных мероприятий на российском Дальнем Востоке. Взять хотя бы Восточный Экономический Форум, который ежегодно (прим: 2020 год не в счет) на своей площадке собирает лидеров стран АТР, куда приезжают представители госкорпораций и крупнейшего бизнеса, где формируется международная экономика АТР и задается вектор развития региона.

В общем, бизнес выражает надежду, что администрация Байдена-Харрис, изучив досконально ситуацию, рассмотрит возможность отмены предложения о закрытии консульств.

Культура и наука ратуют за Владивосток

Летом 2018 года во Владивостоке был американский писатель Дэвид Рамсер, участник «Перелета Дружбы», автор книги «Растопить ледяной занавес». Книга описывает роль народной дипломатии, которая сыграла важную роль в процессе потепления отношений между двумя сверхдержавами. Количество проектов и обменов в области бизнеса, науки, культуры, образования, в военной и политической сферах было беспрецедентным. По мнению Рамсера, эта эра может служить образцом для того, чтобы снизить напряжение и восстановить доверие между США и Россией.

Сейчас Рамсер на страницах The Seattle Times с горечью констатирует, что окончательное закрытие консульства США во Владивостоке – это последний ошибочный внешнеполитический шаг администрации Трампа, и проигравшими окажутся жители Тихоокеанского Северо-Запада. Отношения между США и Россией за полвека ухудшились до самого худшего .

Не согласна с решением американского правительства и известная учёный-русист из США Биргитта Ингемансон, которая неоднократно с 90-х годов выступала во Владивостоке с лекциями. В ее «багаже» работы и проекты, которые поддерживали работающие на берегах Золотого Рога дипломаты Том Армбрустер, Эрик Холм-Ольсен, Майкл Кейс и Луис Кришок. Она написала книгу о семье вице-консула США во Владивостоке Федерике Шенстоуне, работавшем в городе до закрытия дипучрежления, т.е. до 1923 года. А еще Биргитта Ингемансон является автором книги «Письма из Владивостока», в которой представлены уникальные письма и фотографии американки Элеоноры Прей, жившей во Владивостоке в конце XIX — начале XX веков. Это книга до сих пор пользуется спросом у владивосткоцев и гостей города, на центральной улице дальневосточной столицы стоит памятник Элеоноре, а в музее Арсеньева есть экспозиция, посвященная этой американке.

В своем письме в адрес госсекретаря Майкла Р. Помпео профессор Ингемансон отметила, что «закрытие консульства во Владивостоке было бы неразумной, возможно опасной ситуацией для всех американцев, которые работают на Дальнем Востоке (включая Рока Бриннера, сына Юла Бриннера, который там родился), и отменит большую часть совместной работы американцев и россиян которое построило консульство».

Гость и друг Владивостока Биргитта Ингемансон убеждена, что закрытие консульства США во Владивостоке отложит и помешает любым улучшениям отношений между странами. Ведь общение, сотрудничество, реализация многих проектов всегда были вне политики.

Шаг вперед, два шага назад

Associated Press пишет, что закрытие связано с ограничениями, введенными российскими властями в 2017 году на количество американских дипломатов, которым разрешено работать в стране. Окончательное закрытие консульства во Владивостоке позволит сэкономить 3,2 миллиона долларов в год — американский персонал будет переведен в посольство в Москве, местных уволят, не будет аренды зданий и различных представительских расходов.

Но при этом закрытие консульств оставит США без дипломатических представительств на огромной территории России и создаст серьезные неудобства для американских путешественников на Дальнем Востоке России, а также для россиян в этом регионе, желающих получить визы для въезда в США.

Почему-то Америку особо не волнует и географическое положение консульства. Ведь рядом Япония, Китай, который быстро расширяет свое влияние в АТР, Северная Корея с ее непредсказуемостью. И если дипломатическое учреждение будет только в Москве, и даже если туда переведут всех сотрудников с их опытом, наработками, то на восток страны не наездишься, не находишься.

Уже ведутся разговоры, что не только Россия, но и Китай, Япония и Северная Корея воспринимают закрытие консульств США в Екатеринбурге и Владивостоке как отступление США. Это сыграет на руку противникам демократии и свободы.

Кто крайний

Кстати, ответственность за сложившуюся ситуацию США возлагает на Россию. Именно российские визовые ограничения для дипломатического персонала США вынудили Штаты сделать этот шаг. По словам посла Джона Салливана, который возглавил посольство США в России в феврале 2020 года, оформления документов во Владивостоке и Екатеринбурге были приостановлены из-за ограничений COVID-19, но ограничение в 455 виз, установленное ранее Москвой для всех американских дипломатических виз, вынудило власти принять решение о закрытии консульств. Дегтем в медовую бочку отношений называют русофобию, ситуацию с «новичком», Скрипалем, Навальным, Полом Уиланом, кибератаки, закрытие консульств РФ в США и пр.

Вот только на фоне этого почему-то не ясно: а что делать россиянам, подавшим документы на визу в США и оплатившим соответствующие сборы. Туристическая виза – это 160 долларов, изучение английского языка с интенсивом более 20 часов в неделю обойдется в 510 долларов (даже если ехать в языковую школу на месяц). Сначала была информация, что эти сборы действительны в течение года. Но и год уже минул, а воз и ныне там. Самое время задать вопрос: «Где деньги, Зин?» Наверное, для США – это мелочи, хотя, для физического лица на фоне падения рубля сумма все равно ощутимая… особенно, если придется теперь за визами летать в Москву.

Вера в дипломатию

Салливан, который занимал второе место в Госдепартаменте до того, как был утвержден послом в РФ, не готов сказать – останется ли он на посту или покинет его. Обычно послы США подают заявление об отставке по прибытии нового президента. Тем не менее, RFE/RL цитирует американского дипломата: «Можно с уверенностью сказать, что между правительством США и правительством России существует нарушение доверия. Но я лично знаю, что многие американцы доверяют и верят русскому народу. Я надеюсь, что [закрытие консульства] носит временный характер, и что мы сможем прекратить рыть яму, которую вырыли на наших сторонах, восстановить доверие и воспользоваться преимуществами этих более широких и глубоких отношений между Соединенными Штатами и Россией».

Сейчас в США у власти новый президент. С января этот пост занимает Джо Байден. Частично обновился и состав Конгресса. Грегори Микс, который возглавил нынче Комитет по международным отношениям, считает закрытие консульства большой ошибкой со стороны США. Перед этим он возглавлял Комитет по надзору, который неоднократно конфликтовал с администрацией Трампа по поводу импичмента, продажи оружия, управления Госдепом США и других проблем в прошлом. В новой должности он готовится стать союзником для новой администрации Байдена. И при этом собирается следовать следующим курсом – исправить ошибки, дабы не было повторения.

Одной из самых больших проблем для новой администрации Байдена — и для Конгресса — будет политика США и России, которая на протяжении многих лет бросает тень на Белый дом.

Как пишет на своих страницах издание FOREIGN POLICY, одно из самых влиятельных изданий США в области международных отношений, Грегори Микс призвал Госдеп изменить курс и оставить консульства открытыми даже на фоне обострения напряженности в отношениях между Вашингтоном и Москвой. «Я верю в дипломатию. Дипломатия означает, что вам все еще нужно говорить, и вам нужно знать, что происходит на местах», — считает Микс.

Если полистать американскую прессу, то высказываний о том, что закрытие консульств в России – шаг не дальновидный, и во главе угла отнюдь не забота об экономии бюджета или кадровые перетрубации, предостаточно.

«Эти консульства служат примером культурных плацдармов США с прямым доступом и связями с местным населением и официальными лицами. Функционируя независимо от того, хорошие отношения или сложные, их присутствие помогает поддерживать практический контакт с населением принимающей страны, тем самым помогая снизить температуру во время напряженности и кризиса. Именно поэтому мы должны держать открытыми консульства Владивостока и Екатеринбурга», — считает отставной бригадный генерал Питер Звак, который в 2012-2014 году работал главным военным атташе США в России. Более того, Владивостоку он уделяет повышенное внимание в силу географического положения – Транссиб, ворота в АТР, близость Поднебесной, рост приграничной торговли, совместные российско-китайские военные маневры и пр. Примечательно, что Владивосток намного ближе к Анкориджу и Сан-Франциско, чем к далекой Москве, до которой более 9 тысяч километров и лететь почти девять часов.

В своем повествовании на страницах газеты The Hill, ориентированной на конгрессменов, лоббистов и других участников американской политики, генерал отметил, что во время путешествия по Дальнему Востоку он ощутил неоценимую помощь и поддержку генконсульства в Владивостоке – это предоставление необходимой информации, организация выступления в университетах, встречи с представителями науки, народной дипломатии, с российскими ветеранами и бизнесменами.

В общем, надежду на то, что администрация нового Президента США пересмотрит это решение, т.к. оно идет в разрез с общими объективными тенденциями развития международного сотрудничества Приморского края с зарубежными партнерами, питают многие.

Плакать не будем

И если судьба Генконсульства США пока в подвешенном состоянии, то это никак не влияет на присутствие здесь и открытие новых дипломатических представительств. Роль Владивостока на мировой арене отнюдь не эпизодическая. Владивосток стал столицей Дальневосточного Федерального округа, готовится к переезду отделение Посольства Республики Беларусь, принято принципиальное решение об открытии здесь торгового представительства Монголии, идет поиск и согласование кандидатуры для замещения поста почетного консула Франции. В общем, была бы честь предложена.