Фото: Сепан Пугечев, Росконгресс

Во Владивостоке проходит Восточный экономический форум. Тема сотрудничества с Китаем «кочует» из сессии в сессию. Причем, спикеры разбирают эти отношения «по косточкам» и смотрят на сотрудничество под разным углом зрения.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПАРТНЕР И СТРАНА-ИНВЕСТОР

Растет объем двусторонней торговли между РФ и КНР, доля расчетов в национальных валютах достигла более 90%, меняется структура товарооборота – происходит расширение перечня сотрудничества по несырьевым товарам. Сотрудничество ощущается не только на уровне бизнес-элит и власти, но и в ежедневной жизни: так в 2023г. доля китайских машин, закупаемых россиянами, превысила 50%. Следующим этапом развития отношений будет являться активный трансграничный рост бизнесов обеих стран не только за счет расширения поставок продукции, но и за счет локализации производств.

Для Приморья Китай является одной из основных стран-инвесторов. В регионе с участием китайских инвестиций реализуется 40 проектов. И хотя Приморье имеет внешнеторговые отношения со 100 странами мира, доля Поднебесной в общем товарообороте достигла почти 70%.

В прошлом году рост товарооборота с Китаем составил 15% и достиг почти 9 миллиардов долларов. В этом году в планах преодолеть отметку в 10 миллиардов долларов. Сегодня китайские компании активно участвуют в реализации совместных проектов в Приморье, используя все преимущества льготных налоговых и инфраструктурных режимов, таких как СПВ и ТОР

«Фактически осуществленные китайские инвестиции в проекты, реализуемые в Приморском крае в рамках СПВ и ТОР, составили 5,5 миллиарда рублей, т.е. более 40% от всех фактически осуществленных иностранных инвестиций. При этом объем всех плановых инвестиций, которые отражены в заключенных соглашениях, составляет почти 80 миллиардов рублей», – заявил глава регионального Минэка Андрей Блохин.

СЛОВО В ДЕЛО

В качестве успешных примеров совместных инвестиционных проектов в сфере сельского хозяйства, агропромышленного комплекса можно назвать такие компании, как «Арника» и «Русский минтай», в области лесопереработки – «Эко Тойс».

«Одним из примеров сотрудничества с китайскими инвесторами является проект группы компаний «Легендагро», учредителем которого выступает крупный китайский агрохолдинг. В настоящее время также ведутся предпроектные работы на участке в Шкотовском округе под размещение специализированного зернового порта с мощностью годовой отгрузки зерна и сои более 3 миллионов тонн, а также под строительство завода по глубокой переработке сои мощностью 300 тысяч тонн в год», – упомянул министр.

В ходе сессии, на которой присутствовали китайские инвесторы, Андрей Блохин сделал предложение судоходным и логистическим компаниям Китая открывать новые морские грузовые линии в Приморье, организовать транзит и перевалку грузов в контейнерах из провинции Хэйлунцзян, а из портов южного Китая – через порты региона и автомобильные, железнодорожные пункты пропуска, особенно в Хасанском районе.

КУЙ ЖЕЛЕЗО, ПОКА ГОРЯЧО

На полях Восточного экономического форума КРДВ Приморье подписала соглашения о сотрудничестве по созданию двух парков агропромышленной кооперации с компанией «Суньхай Сельскохозяйственная инвестиция (Хэйлунцзян)». В реализацию проектов планируется вложить около 70 млрд рублей и создать 570 рабочих мест. Парки будут представлять собой комплексы предприятий по хранению, перевалке, переработке зерна и производства продукции из зерновых культур.

Еще один документ был подписан Корпорацией с Ассоциацией торговли с Северным Китаем. Здесь предусмотрена организация совместных проектов и мероприятий, создание рабочих групп, обсуждение локальных задач, относящихся к сфере сотрудничества, а также вопросы привлечения ресурсов для реализации инвестиционных проектов

Президент ассоциации Гуань Байсин отметил активный интерес китайских предпринимателей к созданию своих предприятий в Приморском крае, который, обусловлен в т.ч. и преференциальными режимами. За последние несколько месяцев стать инвестиционными партнерами либо выступить в качестве резидентов инвестиционных проектов выразили желание четыре китайские организации и одна компания из КНДР.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ «РВУТСЯ В БОЙ»

Активизация региональных и приграничных связей налицо. Китайский рынок огромен, и в нем находится большое число платежеспособных потребителей. В настоящее время наблюдается рост представителей российского МСП, которые экспортируют товары, услуги или комплектующие в Китай. Какие здесь подводные камни? Там и без россиян достаточно других иностранных ккомпаний? Как «завоевать свое место под солнцем», как коммуницировать с китайским бизнесом? Кстати, в Поднебесной почти 80% занятости и 60% валового продукта обеспечивает малый бизнес.

Сегодня для российских компаний плюсом можно считать отток с китайского рынка высоких технологий американского бизнеса и высвобождение соответствующих ниш. Сюда относим и сокращение числа областей, где раньше действовало ограничение на бизнес с иностранцами, это касается продуктов биофрма и новых продуктов питания без ГМО, радио- и электроники.

«Физический приход в Китай российских предпринимателей возможен, но при этом проблематичен технически. Расходы здесь ощутимы. Привыкли работать с северо-востоком КНР, но юг – он самый процветающий. И здесь другие условия, разные предложения и типы переговоров. Поэтому, собираясь выстраивать бизнес с Китаем, необходимо формировать предложения на региональный рынок. Не стоит ожидать быстрой окупаемости, на этот процесс потребуется минимум года три, и хорошо бы иметь финансовую подушку безопасности. Еще один момент в сотрудничестве с КНР – страна перешла на электронные платформы, задействованы соцсети. И не стоит думать, что ваш товар или услуга выстрелит сразу. Товар необходимо представлять не так, как нам нравится, а как его будут воспринимать в Китае», — поделился своими знаниями Алексей Маслов, директор Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова.

Не стоит механически проецировать на Китай методы и наработки ведения бизнеса со странами Запада. Это не реально. Таежный чай – это для нас. Для китайцев стоит акцент сделать на польз для организма, как на БАД. Море и пляжи? Китайцы пляжный отдых и купание в море воспринимают под иным углом зрения, нежели мы. Перед тем, как собраться выйти на китайский рынок, обязательно стоит провести глубокий мониторинг, вложиться в переобучение персонала и действовать сообща. По одиночке – это долго, затратно и проблематично, результат может оказаться плачевным – большие финансовые убытки.

«Сегодня в «Опоре России» разрабатывается образовательный проект для обучения компаний и их сотрдуников перед совершением «марш-броска» в сторону Поднебесной. Ибо если нет понимания, как взаимодействовать, какие правовое поле, какие используются мессенджеры, на какую целевую аудиторию рассчитаны те или иные соцсети, как выстраивается электронная коммерция, то больших затрат не избежать. С одной стороны мелочи, но их много, и каждая имеет свою «мягкую силу». Не стоит пренебрегать встречами с китайскими компаниями, участия в бизнес-миссиях, встречах формата В2В», — считает директор, владелец торгово-логистической компании InterBiz Илона Горшенева-Долунц.

НА УРОВНЕ КНОПОЧНОГО ТЕЛЕФОНА

Своими взглядами на российско-китайские отношения в сфере предпринимательства поделился и китайский спикер, Сунь Тяньшу, основатель и председатель совета директоров платформы цифровой торговли Qifa. Сравнение оказалось очень образным и емким: торговля находится на этапе кнопочных телефонов, хотя должна уже выйти на уровень крутых смартфонов.

Есть общая граница, работают пункты пропуска, присутствует логистика, претворяются в жизнь различные государственные программы. Причем в каждой стране реализуются проекты по цифровизации той или иной отрасли, но вот парадокс – цифровизация между Россией и КНР в сфере торговли отсутствует!

«Эта ситуация не меняется последние лет 30. Процесс имеет очень высокие издержки. Между Россией и Китаем нужен новый цифровой торговый инструмент, который помогает любому предпринимателю вести удобную, простую, прозрачную, эффективную и умную торговлю. Необходимо двигаться шаг за шагом. Амбиции быстро «завевать» Китай обречены на провал. И не стоит забывать о правильном перевод. Это тоже часть успеха», — добавил Сунь Тяньшу