9 декабря – ИА SM.News. Налоговое законодательство может уничтожить дальневосточный промысле по добыче корбикулы и спизулы. Новые многократно возросшие ставки повлекут за собой исчезновение уникального промысла, а добывают эти ракушки на юге Приморья уже более ста лет. Оказывается, что еще в начале ХХ века добычу спизулы наладили под Владивостоком корейские артели. В прибрежных поселках будут вынуждены закрыться те компании, которые там давали людям работу и ощущение стабильности. Речь идет о внесениях изменений в главу 251 части второй Налогового кодекса РФ. Все это есть в ФЗ от 21 ноября текущего года за номером 444.

Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья (АРРП) выслушала все «за» и «против», последних оказалось намного больше, и вышла с предложением о внесении поправок. Соответствующие предложения с предоставленной аналитикой, доказательствами и пояснениями легли на столы российского премьера Михаила Мишустина, зампреда Госдумы Алексея Гордеева, главы российского Минсельхоза Дмитрия Патрушева и представителя ЗСПК в СовФеде Людмилы Талабаевой

Как пояснили в АРРП, по сравнению с сегодняшним Налоговым кодексом ставки сбора на корбикулу вырастут в 990 раз, на спизулу в 1620 раз и составят соответственно 19,8 тысяч рублей и 32,4 тысячи рублей. Почему так резко подорожали только эти двустворчатые ракушки, история умалчивает.

И добыча спизулы, и добыча корбикулы – специфические объекты промысла. Та же самая корбикула живет в донном иле в лагунах и дельтах рек, где соленая морская вода разбавлена пресной. Добыча этих ракушек идет држаным способом. Продукция в основном признана экспортоориентированной.

По информации гендиректора ООО «Акватехнологии» Сергея Слепченко, для жителей стран АТР и спизула, и корбикула являются традиционной пищей, они востребованы. Особенно в живом виде. Но это было до всех политических и экономических потрясении. Компания уже 20 лет работает на рынке, есть рабочие места в море и на берегу, что ценит местное население. Более того, на переработке уже сложились целые династии. У компании сложился хороший тандем с учеными поэтому коллектив живет не только одной добычей, осваивая выделенные квоты, но и сохранением ресурсной базы. В приоритете у рыбаков – сохранение доступа к этим ресурсам для исследования, оценки и рационального использования.

Оба моллюска – это кладезь микроэлементов. Россияне начали испытывать интерес и к этим дарам моря. С учеными ТИНРО были разработаны технологии изготовления пресервов из той же спизулы, и тут уже есть среди дальневосточников и жителей разных регионов страны свой потребитель. Как отметила руководитель Pacific Russia Food и Школы дальневосточной кухни Татьяна Заречнева, массового спроса на спизулу и корбикулу пока нет, но это потому что спрос еще не сформировался. И здесь надо работать, чтобы ввести этот продукт в массы. Хотя кто из местных приморцев не пробовал ракушку, не готовил ее за пять минут на костре на берегу моря? Блюда из этих ракушек можно встретить и в меню ресторанов, например супчик из корбикулы. Весьма неплох.

Но на этом доля оптимизма и завершилась. Как отмечает Георгий Мартынов, возглавляющий АРРП, объемы добычи ракушек весьма скромны. План на следующий год – 1500 тонн. В этом году общий объем всех добытых биоресурсов составил 4,5 миллиона тонн. Так что на ракушки приходится около 0,03 процента. Капля в море. И при таком объеме увеличение ставок никакого эффекта не принесет в казну.

При этом в АРРП отмечают, что последствия от принятия поправок могут оказаться негативными – люди лишаться работы, вырастит социальная напряженность, будет отток населения из и так уже малочисленных поселков, исчезнет промысел с более чем вековой историей, расцветет махровым цветом браконьерство, дадут о себе знать и имиджевые потери. Из-за высоких цен продукция будет вообще недоступна для населения, нарушится связь между рестораторами и поставщиками, будут утеряны позиции на международном рынке, что отразится на сокращении экспорта.

Из экономических расчетов предприятий видно, что реальная эффективная ставка сбора в отношении спизулы и корбикулы может быть не более 600 рублей за тонну. Такое значение соответствует 2 % средней цены реализации продукции из данных видов водных биологических ресурсов, как это установлено законом для других, наиболее востребованных морских деликатесов – ежам, крабам, креветкам.